Aprilie 13, 2014
Юрий Шолопа: Думать – вот мое правило успеха
В Молдове, как известно, летний сезон начинается в мае. Соскучившись по солнечным денькам, горожане едва дожидаются выходных, чтобы отправиться в знаменитые Вадул-луй-Водэ – ближайшую зону отдыха. Каких-то 25 км, и ты на берегу Днестра.

Aquarelle editorial

Împărtășește cu prietenii tăi

AQ-досье

Родился 23 ноября 1956 г. в Котовске

Образование: Харьковский автодорожный институт, специальность «Инженер-автомеханик»

Владелец дачного отеля «Бриз»

В Молдове, как известно, летний сезон начинается в мае. Соскучившись по солнечным денькам, горожане едва дожидаются выходных, чтобы отправиться в знаменитые Вадул-луй-Водэ – ближайшую зону отдыха. Каких-то 25 км, и ты на берегу Днестра.

Юрий, Вы являетесь хозяином превосходного дачного отеля в Вадул-луй-Водэ. Кажется, спрос на это место отдыха никогда не пропадет. Но я слышала, что Вы решили продать «Бриз».

Давайте начнем с того, почему я его построил. Несмотря на то, что отель уже достаточно популярен среди отдыхающих, открылись мы только в прошлом году. Помню, я вернулся из-за границы, из австрийских Альп, и решил где-нибудь у нас отдохнуть. Приехал в Вадул-луй-Водэ, а хорошего места не нашел. Вот и задумал построить что-нибудь красивое, удобное, уютное. Решил – сделал. Причем наши домики построены из самого лучшего, полезного для человека материала – из сосны, единственного в мире дерева, которое дышит. Мы ее везли из России. Получилось у нас семь двухэтажных домов. «Бриз» может вместить разом человек сорок. Людям у нас комфортно: ресторан, терраса, шезлонги, бильярд, пинг-понг, скутера, лодки, корабль, на котором могут разместиться до 50 человек.

Тем более непонятно, почему Вы продаете такой выгодный бизнес?

Потому что, оказалось, я могу создавать, строить, но не могу эксплуатировать – мне это уже неинтересно, в моей голове кипят новые идеи. Не знаю, как женщины, но мужчины живут сотворением, реализацией планов. Наверное, мы самим себе хотим доказать свою состоятельность. Мне кажется, цель и стремление к ней у мужчины обязательно должны быть, причем не полуабстрактные, а конкретные, достижимые. Добился – поставил следующие. Наверное, это нами и движет. Построил отель – теперь продаю в хорошие руки. К тому же есть еще человеческий фактор: сегодня очень трудно найти честного управляющего и переложить все заботы на его плечи, а я не для того строил, чтобы меня обманывали. Плюс трудная кадровая проблема. В основном ведь текучка кадров среди обслуживающего персонала, официантов, барменов. Учишь их, а потом они за границу уезжают за лучшей жизнью.

Юрий, а не отпугивает отдыхающих то, что Днестр в последнее время очень обмелел?

Конечно, отпугивает. Не всякий пожелает купаться в зеленой от цветения, мутной воде. И тем не менее люди сюда приезжали и будут приезжать. Потому что больше некуда. Летом у нас свободного места не найдешь, тут отдыхают все, кто в силу разных обстоятельств не уехал за границу: и простые кишиневцы, и иностранцы, и представители посольств и консульств. Часто фирмы устраивают здесь корпоративные мероприятия. Кстати, зимой они приезжают к нам проводить для своих сотрудников семинары. Ну да я отвлекся. Все равно это не может скрыть явные недостатки данной зоны отдыха.

Вы про экологическую обстановку на Днестре?

Именно. Вот уже год я безуспешно борюсь с Министерством экологии за свой проект по улучшению экологии Днестра. Ведь река требует постоянных работ по углублению дна и выправлению русла, потому что со временем в нее намывается всякая всячина, размываются берега. У нас же с 1988 года не проводилось никаких работ. Наш проект утвержден пятью министерствами, мы имеем научное обоснование, так как привлекли докторов биологических наук и научных сотрудников. Министр экологии заявляет, что они бы занялись рекой, но у них нет денег. Пожалуйста – мы предлагаем привести в порядок Днестр за собственные деньги, платя при этом полагающиеся налоги государству, создав минимум сорок дополнительных рабочих мест. Мы прошли все инстанции, даже возместили риски, связанные с возможным снижением численности рыбы в реке. Мы готовы к работе, но… нам не дают ей заняться. Знаете, как в советское время, когда японцы предложили почистить все сибирские реки с условием: все, что они вытаскивают из рек, принадлежит им. Им не разрешили. Такой же принцип и у нас. Все дно Днестра в гравии, в песке, иле, поваленных деревьях. Вот и получается: не нам, не вам. А хорошая зона отдыха – это ведь не только комфортабельный домик, это еще прекрасный парк, чистая река, где можно поплавать, заняться водными видами спорта. А о каком спорте может идти речь, когда Днестр цветет, а посередине него отмели? Так что туризм развивать тоже не получается.

Кстати, а раньше Вы чем занимались, что развивали?

Вначале торговлей занимался. Я считаю, что, продавая, можно зарабатывать самые быстрые деньги. Потом, помню, в 1992 году зашел в нашу «Сельхозтехнику», увидел, какая там пустота, и понял, что нашел свободную нишу на нашем рынке. Мы построили павильоны, склады и почти восемь лет были единственными, кто занимался поставкой сельскохозяйственной техники и комплектующими, кредитованием под урожай… Потом этим бизнесом решило заняться слишком много фирм, мне стало неинтересно, и я ушел.

Это Ваше правило успеха – вовремя уйти?

Думать – вот мое правило успеха. Знаете, люди моего возраста, которые прошли все категории власти и бизнеса, должны спать по четыре–пять часов, а все остальное время – анализировать, думать, искать ответы. Если, конечно, хотят добиться чего-то в жизни. У меня вечное недосыпание вылилось в свое время в образ жизни, к которому я уже привык. Зато утром я знаю ответы на интересующие меня вопросы, иду и решаю их.

Ясно. Помощника себе еще не воспитали?

Моим младшеньким – двойняшкам Саше и Юле – всего три года, старшему сыну Женьке – 12. Конечно, как любому отцу, мне хочется, чтобы он в будущем продолжил начатый мною бизнес. Но я вижу, что он больше тянется к технике, компьютерам, автомобилям. Это его выбор, который я уважаю. Я считаю, что детям нужно дать максимум знаний, а свою дорогу они сами выберут. Их нужно не направлять, а поправлять. Уж точно я против того, чтобы ориентировать детей на деньги. Деньги приходят, когда ты с увлечением занимаешься любимым делом, все остальные счастья и удовольствия не приносят.

Ваша супруга Марьяна Дурлештян – известный человек, Чрезвычайный и Полномочный Посол Молдовы в Великобритании. Каково это – жить в разных странах?

Непросто, конечно. Вдвойне тяжело, потому что Юлька и Сашка с ней живут. Говорят, что вдали дети быстрее растут. Это правда. Конечно, меня это немного огорчает, несмотря на то, что я считаю, что маленькие дети должны расти рядом с матерью, что мужчине сложно уследить за малявками. Безусловно, как только выдается свободное время, а как у любого бизнесмена, оно у меня есть, я лечу к ним. Кстати, я только вернулся из Лондона. Сашка на меня похож, и Женька то же. Оба подвижные, живые, на месте минуты не могут усидеть. За Сашкой нужно по всему дому с ложкой бегать, чтобы накормить. Он так: съел пару ложек и побежал – у него сейчас есть дела. Он, кстати, на молдавском говорит, а на английском, только если его попросят. А Юлька на маму похожа – такая же спокойная, степенная, говорит исключительно на английском языке.

Никогда не возникало желания уехать туда насовсем?

К спокойной, размеренной жизни? Нет, никогда. В этом и есть мое противостояние супруге, вечно у нас с ней споры на эту тему. Я понимаю, приехать в Лондон, что-то взять, чему-то научиться или купить, потом вернуться сюда и реализовать здесь почерпнутые идеи. А чтобы жить там… Что я там делать буду? Марьяна говорит: «Купишь небольшое озеро, запустишь там парусный спорт, рыбу будешь выращивать». Да чтобы я для англичан рыбу выращивал! Нет, это не по мне.

Юрий, а Вы не боитесь, что у младшеньких, когда они вырастут, будет другой менталитет?

И отлично! Пообщавшись с русскоязычными студентами в Лондоне, я отметил, что их взгляды на жизнь мне больше импонируют, нежели взгляды нашей молодежи. У них есть стремление реализоваться как личности. Я никогда не слышал, чтобы там у студента была цель стать бизнесменом. Вначале молодые люди хотят утвердиться, самореализоваться, неважно в чем, главное – собственными усилиями, без чьей-либо помощи. В Молдове же есть такое: все – только для детей. И сколько в итоге случаев, когда взрослые люди не замечают, как проходит их собственная жизнь. А дети, имея все, не ценят этого, так и не добиваются ничего путного в жизни.

Да, но непонимание между родителями и детьми – тоже немалая проблема, согласитесь.

Не соглашусь. Во-первых, через это проходят все семьи, даже если у отца и сына одинаковый менталитет. Понимаете, мы не должны забывать, что дети – это не наша собственность. Они такие же участники жизни, как мы, просто мы помогаем детям стать взрослыми, вот и все. Скажем, я все время ориентировал Евгения на Запад, но недавно он мне сказал, что хочет учиться, а потом и работать в Москве. Так что, если Сашка и Юлька будут иметь «западное мировоззрение» – пожалуйста. Главное, чтобы у нас с Марьяной было здоровье дать им образование, которое они хотят получить. Я считаю, что после окончания университета дети становятся свободными, самостоятельными личностями. Родители не должны держать их при себе, особенно сейчас, когда перед ними окрылись огромные горизонты, возможность учиться и работать в других странах.

У Вашей супруги такие же взгляды?

Не во всем. Вообще, знаете, политики и бизнесмены – полные противоположности. Мы можем по-разному видеть одни и те же вещи, по-разному мыслить об одних и тех же вещах. Но я не боюсь, что она воспитает детей неправильно, считаю, что она воспитает их так, как надо им.

Вы с Марьяной Дурлештян сравнительно недолго женаты. Скажите, не трудно строить семью в зрелом возрасте?

Мы женаты всего четыре года. И ничего тяжелого в том, чтобы создавать семью в зрелом возрасте, нет. При одном условии: если между людьми есть понимание. Между нами есть. Кроме того, мы оба считаем, что жизнью должен править ум, а не сантименты, иначе долгой совместной жизни не получится. И потом, это у нас все побыстрее хотят вступить в брак, а на Западе, например, до 30 лет у людей другие цели и приоритеты. Вначале человек должен состояться как профессионально, так и материально, и только потом он может возложить на себя такую ответственность, как семья. Я порой с Женькой гуляю и удивляю всех, когда на вопрос: «Это ваш внук?» отвечаю: «Сын». А когда я гуляю с младшими в лондонских парках, там я в числе молодых папаш. Чувствуете разницу? То-то.



citeste și
SQL exec time = 1.2751436233521