апрель 27, 2015
Мариана Запухлых: ЛОР никогда не заменит врача-фониатра
Действительно, не все знают, что такой врач и такая специальность вообще существуют. Фониатр – это врач, который занимается проблемами голоса.

Pедакция aquarelle

Поделись новостью с друзьями

AQ досье

Образование

Кишиневский государственный медицинский институт (сейчас Государственный Университет Медицины и Фармации им. Николае Тестемицану), медицинский факультет, врачебное дело.

Специалист по ЛОР-заболеваниям. Специалист по фониатрии (обучение в Москве, Киеве, Санкт-Петербурге, Бухаресте).

Карьера

ЛОР-фониатр поликлиники сектора Чентру в Кишиневе.

Семейное положение

Замужем, есть дочь и сын.

 

AQ опрос

Без чего Вы не можете представить свой день?

Без работы.

Что для Вас главное в работе?

Помочь пациенту выздороветь.

Лучший отдых – это

Сон.

Ваша любимая книга

«Воспоминания» Матильды Кшесинской.

Главное жизненное правило

Лучше с умным проиграть, чем с дураком выиграть. 

 

Почему Вы решили стать врачом?

На самом деле в юности я и не представляла себе, что стану лечить людей. После школы я мечтала поступить на факультет журналистики, но отец был категорически против. Он объяснил это тем, что мне никогда не дадут возможности писать и говорить о том, о чем я хочу, что цензура будет строго следить за каждым моим словом. Именно отец настоял на том, чтобы я поступила в медицинский институт. Он тогда и объяснил мне, что медицина всегда будет выше политики, а лечить людей – одно из самых достойных занятий. Требование поступить в медицинский институт я восприняла довольно тяжело. Плакала, переживала, но не могла ослушаться отца, потому что всегда была и до сих пор остаюсь примерной дочерью. Даже не знала, какой факультет мне выбрать. Тут на помощь пришла мама, которая была медсестрой. Именно она посоветовала мне стать терапевтом. За шесть лет обучения в вузе я не пропустила ни одного дополнительного занятия по терапии, покупала все книги по медицине и собрала у себя дома внушительную библиотеку. После окончания университета шесть лет работала терапевтом в селе. Всех пациентов обходила сама, ведь лечение было только на дому. Cчитаю одним из своих достижений как врача тот факт, что за шесть лет ни один пациент на моем участке не умер в результате болезни. Условия работы были тяжелыми, но мой участок всегда был примером для других.

Как случилось, что Вы из терапевта переквалифицировались в ЛОРа?

Причина на самом деле банальная. В столичной поликлинике, где я работала, не было ЛОРа. Главный врач попросил меня им стать. Конечно, невозможно сразу из терапевта превратиться в ЛОРа, надо было снова учиться. Я согласилась. Сначала пришлось получить соответствующее разрешение. Этот путь оказался длинным и трудным, но я очень хотела стать ЛОРом и прилагала к тому все усилия. К тому же меня поддерживал супруг, он помогал справиться с проблемами. Примерно через год мне удалось начать обучение, по окончании которого я стала любимой ученицей профессора Владимира Ананьевича Попа и профессора Владимира Анатольевича Брофмана.

Кто такой врач-фониатр, и как Вы им стали?

Действительно, не все знают, что такой врач и такая специальность вообще существуют. Фониатр – это врач, который занимается проблемами голоса. Через два-три месяца ЛОР-практики я осознала, что есть вопросы, на которые я не могу найти ответа, даже имея образование терапевта и ЛОРа. Были случаи, когда я не могла самостоятельно поставить диагноз, приходилось консультироваться с другими врачами. Когда-то моя мама дала мне очень хороший совет: «Если не знаешь, как помочь человеку, как его лечить, то зови на помощь других специалистов, пусть придут десять, и может, один из них поставит правильный диагноз и тем самым спасет жизнь человека». Когда я осознала, что у меня появляется всё больше вопросов, на которые я не могу самостоятельно найти ответа, я стала искать помощи у специалиста-фониатра. На тот момент в Кишиневе, да и во всей Молдове был только один высококвалифицированный фониатр – Ольга Григорьевна Гавриленко. Четыре года в свободное от работы время я ходила в другую поликлинику и присутствовала на ее приемах. Параллельно выполняла работу медсестры, заполняла документы, следила за оборудованием. На тот момент главным для меня была возможность набираться опыта у профессионала. Очень волнительным для меня стал день, когда врач-фониатр с 30-летним стажем сказала мне, что видит во мне достойную замену себе. Конечно же, я хотела оправдать ее надежды. Через полгода мне удалось поехать в Москву, где я еще ближе познакомилась с профессией врача-фониатра. После этого было обучение в Санкт-Петербурге, Киеве, Бухаресте.

Чем отличается ЛОР от фониатра?

ЛОР никогда не сможет сделать работу фониатра, а вот фониатр легко заменит ЛОРа. Если к ЛОРу придет певец без голоса, у которого через 12 часов концерт, то ЛОР не сможет вернуть певцу способность петь. А профессиональный фониатр сможет это сделать. Кроме того, у врача, лечащего именно голосовые проблемы, обязательно должно быть музыкальное образование. Я, например, училась в музыкальной школе по классу «баян». Чтобы знать, как лечить голос, надо не только разбираться в анатомии, но и понимать, как человек поет.

Кто к Вам обращается за помощью?

Мои пациенты – это учителя, певцы, актеры, священники, адвокаты, студенты, дети из музыкальных школ и др. Ежедневно по фониатрии ко мне поступают около 12–14 пациентов. Все отечественные исполнители – мои постоянные клиенты. К сожалению, почти все они приходят уже с определенной голосовой проблемой, и редко кто обращается для профилактики. Могу назвать только двоих молдавских певцов, которые действительно бережно относятся к своему голосу, – это народный артист Михаил Мунтян и Павел Стратан. Остальным надо брать с них пример и почаще посещать фониатра. К сожалению, фонограмма, которая довольно часто используется нашими исполнителями, способствует тому, что они начинают небрежно относиться к своему голосу. Даже если проблема с голосом уже есть, то фонограмма поможет ее скрыть. А ведь в идеале для восстановления голоса после одного концерта «вживую» еще три дня нельзя петь. Но большая часть исполнителей не прислушиваются к этому требованию.

Как защитить свой голос?

Если 2–3 дня у вас не проходит боль в горле, стоит проконсультироваться с ЛОРом. Если после назначенного лечения в течение 10–14 дней вы не видите результата, то стоит обратиться к фониатру. Существует такой термин, как гигиена голоса. Об этом можно прочитать целую лекцию, но если вкратце, то это ряд правил, которые необходимо соблюдать для того, чтобы голос оставался в норме. Например, не стоит употреблять острую, соленую, кислую пищу, надо отказаться от семечек, орехов, газированной воды, шампанского. Также важен спокойный сон, дети должны ложиться не позднее 22 часов, взрослые – 23.00. Если вы почувствовали боль в горле, то лучшее средство – это полоскание теплым травяным отваром. Надо пить чай, теплую воду с лимоном. Полезно закапать в нос слегка подогретое растительное масло. Существуют народные средства, которые считаются полезными, но на самом деле таковыми не являются. Сырые яйца не помогут восстановить голос; горячие компрессы на горло нельзя ставить, это может навредить щитовидной железе. Ингаляции в первые дни заболевания тоже лучше не делать – слишком горячий воздух, который вы вдохнете, усугубит проблему.

Ваш супруг – врач. Обсуждаете ли вы дома какие-то рабочие моменты?

Действительно, мой муж – нейрохирург. Иногда мы с ним советуемся по каким-то врачебным вопросам. Но обычно дома о работе стараемся не говорить. Иногда можем поделиться друг с другом каким-то необычным случаем из практики, но это случается редко. Я понимаю, что у мужа тяжелая и напряженная работа. Он, в свою очередь, знает, как эмоционально я реагирую на многие моменты, особенно когда финал у истории не самый позитивный. Супруг старается меня оберегать от негатива, который бывает в нашей профессии.

Какие качества обязательно должны быть у врача?

В первую очередь необходимо проявлять сочувствие к пациенту. Неважно, кто передо мной сидит, депутат парламента или бабушка из села, ко всем я отношусь с уважением и одинаково переживаю за ход лечения. Я хочу, чтобы все мои пациенты были здоровы, независимо от их социального статуса и положения. Надо быть ответственным и сознательным человеком, чтобы стать хорошим врачом. Моя мама говорила: «Если не можешь довести дело до конца, уступи место профессионалу». В медицине нельзя стыдиться того, что ты чего-то не знаешь, надо стыдиться того, что ты оставляешь пациента на полпути к выздоровлению.

У вас двое взрослых детей. Как удается совмещать работу и воспитание детей?

По правде говоря, я не прилагала для этого особых усилий. Вся домашняя работа всегда оставалась на выходные дни. Дети росли самостоятельными, на каникулах были у наших родителей. Дочка уже со второго класса сама покупала все школьные принадлежности. Поэтому, когда она в 17 лет уехала в Германию на учебу, я была за нее абсолютно спокойна. Считаю, что наш с мужем пример – это и есть главное воспитание для детей. Мы гордимся своими детьми. Хотя я мечтала, чтобы хотя бы один из них стал врачом, они выбрали другие жизненные пути. И я понимаю, что их выбор был правильным. Они не хотели, чтобы окружающие думали, что они поступили в медицинский университет благодаря отцу или получили работу благодаря матери. Самостоятельный выбор профессии и отличная учеба – лучшее доказательство того, что они сделали верный выбор.



конкурс
СВЕЖИЕ НОВОСТИ
читайте также
SQL exec time = 0.7414379119873