март 31, 2012
Дмитрий Астрахан: Кино – это сказка, о жизни мы смотрим новости
Сегодня у нас в гостях известный режиссер Дмитрий Астрахан. На вопросы AQUARELLE режиссер отвечал открыто, искренне и с юмором.

Pедакция aquarelle

Поделись новостью с друзьями

Сегодня у нас в гостях известный режиссер Дмитрий Астрахан. В Кишинев он приехал по приглашению Международного медиа-клуба «Формат А-3». На вопросы AQUARELLE режиссер отвечал открыто, искренне и с юмором.

AQ-инфо

Родился

В 1957 году в Ленинграде в семье историков. Был пятым ребенком в семье.

Образование

Окончил Ленинградский институт театра, музыки и кино (1982).

Театр

Поставил более 40 спектаклей в разных театрах. В 1981–1987 годах режиссер, а затем главный режиссер Театра юного зрителя в Свердловске. С 1991 по 1995 год руководил Театром комедии им. Н.П.Акимова в Санкт-Петербурге.

Кино

Снял 24 фильма. Среди самых известных: «Изыди!» (номинирован на премию «Оскар» от России), «Ты у меня одна», «Всё будет хорошо», «Зал ожидания», «Желтый карлик», «Из ада в ад» (фильм был выдвинут на соискание премии «Золотой глобус» от Германии), «Подари мне лунный свет».

Актерство

Сыграл в нескольких фильмах. Последняя роль – в фильме «Высоцкий. Спасибо, что живой».

Награды

Заслуженный деятель искусств РФ.

Главный приз «Кинотавра-91» в конкурсе «Фильмы для избранных» и премия «Ника» за фильм «Изыди!»

Cемейное положение

Женат. Шестеро детей.

AQ-опрос

Мама была для меня другом и советчиком. После окончания института мне предстояло сделать выбор: остаться в Ленинграде в качестве ассистента режиссера либо уехать в Свердловск, куда меня приглашали театральным режиссером. Мама сказала: «Планку не снижай. У тебя в дипломе написано, что ты режиссер-постановщик, так будь им». После мама приезжала на все мои спектакли.

Мой учитель Александр Музиль был очень тактичным человеком. Как-то после моего неудачного этюда он попросил всех актеров выйти, оставшись со мной наедине. Он спросил: «Дима, что случилось? Ты заболел, влюбился?» Это было сочувствие, которое из его уст звучало страшнее укора. Я понял, что надо работать над собой.

Первый снятый фильм «Изыди!» (1991). Это история об еврейских погромах. Я подумал: раз фильм об евреях, то деньги на кинокартину нужно искать тоже у них. Обратился в один из еврейских центров, они и помогли с финансированием.

О фильме «Высоцкий. Спасибо, что живой» судить не буду. У его создателя была цель – вызвать интерес к личности Высоцкого. Что ж, народ в кинотеатры пошел, денег много заработано. Я посмотрел на себя в фильме, и мне понравилось.

Из последних фильмов меня впечатлил американский сериал «Безумцы». Там много долгих планов, грустных сцен. Такое впечатление, что читаешь хорошую американскую литературу, в фильме нет ни одного пустого места.

Передачу «Закрытый показ» я смотреть не могу, да и сам Александр Гордон не близок мне по духу. Если честно, то кино, которое там показывают, не особо нравится. Я на других фильмах вырос. Помню, как плакал на «Римских каникулах». Кино – это сказка, а о жизни мы смотрим новости.

Когда меня спрашивают, стоит ли идти в артисты, я отвечаю, что это путь длиною в жизнь, но те, кто по нему идут, довольствуются лишь секундами счастья. Если уж идти в артисты, то только будучи до конца уверенным в своем выборе.

***********

Дмитрий, Вы успели где-нибудь побывать в Кишиневе?

После встречи, организованной Мариной Сафроновой и Ириной Иванченко, я был в ресторане молдавской кухни и еще раз убедился, насколько у вас вкусно готовят. Я и сам готовлю несколько блюд: салат «Оливье», котлеты – словом, то, что делала моя мама. Будучи ребенком, я следил, как она колдовала на кухне. Хотите, поделюсь рецептом своего любимого салата? Свежие помидоры, огурцы, лук и обязательно один соленый огурец, всё порезать и заправить сметаной. Вкуснотища! Такой салат когда-то делали в еврейских местечках.

А с кем остались ваши дети, пока Вы с супругой находитесь в Молдове?

Они под присмотром бабушки и няни. Пятеро детей сейчас в доме в пригороде Москвы, а моя старшая дочь учится в Англии. Если есть возможность куда-то поехать с детьми, мы берем их с собой. Я стараюсь, чтобы дети знакомились с моим творчеством. К примеру, скоро в Риге будет восстановлен к показу мой спектакль, поэтому супруга Лена с детьми прилетят на премьеру.

Из-за постоянных разъездов Вы, наверное, редко видитесь с семьей?

Не сказал бы. Как только у меня появляются прорехи в рабочем графике, я тут же лечу домой. Бывает, мы встречаемся и неожиданно. Буквально за два дня до приезда в Кишинев я был в Минске, где вел песенный конкурс «Я пою». Во время конкурса всем участникам дарят встречи: кому-то маму привезут, кому-то друзей, учительницу… Телеканал сделал и мне сюрприз, пригласив в студию Лену с детьми. Самое интересное, что за день до того я говорил с Леной по телефону, и она даже не намекнула, что вскоре они приедут! (Улыбается.)

Эта передача – некий аналог «Фабрики звезд»?

В какой-то степени да, но данный конкурс светлее и добрее. В нем участвовали дети из бедных, неполных и многодетных семей. В течение полугода шел отбор: организаторы объездили всю страну в поисках талантов, посетили детские дома, интернаты. В итоге в телешоу попали 10 детей от 6 до 12 лет. С ними начали работать специалисты: преподаватели по вокалу, танцоры. С профессиональной помощью конкурсанты подготовили по 5–6 песен, которые потом исполнили на сцене с бэк-вокалом, президентским оркестром, балетной группой. В течение шести дней, а именно столько длилась запись проекта, зрители могли голосовать за понравившегося участника. Параллельно с выступлениями ребят на экране показывали истории их жизни, пронзительные и трогательные, сотканные из боли и благородства. По мировоззренческой позиции «Я пою» – очень добрый и светлый проект. Его показывают в Белоруссии в прайм-тайм, рейтинг у него просто зашкаливает.

Почему именно Вы, режиссер, стали ведущим этого конкурса?

Я часто бываю в Белоруссии, почти все фильмы там снял. Организаторы решили, что я идеально подхожу на роль ведущего: известный, творческий, к тому же многодетный отец. Они искали человека, способного неформально общаться с детьми, настроить публику на позитивный лад. Думаю, у меня это получилось. После конкурса меня многие благодарили, но я-то вообще тут ни при чем. Спасибо телеканалу ОНТ за прекрасную идею и возможность прикоснуться к ней.

Кстати, о детях. Почему для них снимается так мало фильмов?

К сожалению, сейчас снимают кино, которое с большей вероятностью сможет вернуть затраченные на него деньги: комедии, триллеры. К тому же в СНГ мало кинотеатров, а чем больше экранов, тем больше возможностей выпустить фильмы разных форматов. К примеру, в России около 2000 кинозалов, а в США – более 30 000. И всё же фильмы для детей, пусть и немного, но снимают. Те же «Смешарики», например. Однако если мы говорим о проблемном детском кино, то здесь всё глухо.

Почему так происходит?

Содержательное кино в принципе мало кого интересует. В результате мы видим чисто развлекательное кино. Я не осуждаю: люди после трудового дня хотят развлекаться. Но они хотят не только балагана, но и чего-то посерьезнее. Они с интересом посмотрят и остросоциальный фильм, если он грамотно сделан. Многие режиссеры и продюсеры этого не понимают, полагая, что «развлекалово» соберет больше денег, нежели сложный драматический фильм.

Учитывая, что Ваш новый фильм «Деточки» – история драматичная и остросоциальная, на какую реакцию Вы рассчитываете?

Картина появится на большом экране примерно через полгода. Я думаю, она вызовет большой интерес. Было бы странно делать фильм и думать, что будет иначе. Хотя некоторые режиссеры говорят: «Мне не важно, что о моей картине подумают зрители, это история для будущих поколений». У меня такие рассуждения вызывают странные чувства: либо эти люди врут, заранее зная, что их фильм никому не будет интересен, либо считают себя людьми особого сорта.

Кажется, сейчас многие известные персоны пренебрежительно относятся к мнению простых людей.

Да, мы часто слышим от них фразы типа «пипл хавает», «эти лохи ничего не понимают» и пр. Знаете, в какой-то степени это чванство живет в каждом из нас, и во мне, как в человеке, выросшем в семье интеллигентов, тоже. Главное, понимать, что это не так.

Чье мнение – признанных критиков или простых зрителей – для Вас как режиссера важнее?

По большому счету меня волнует мнение зрителя. Мой фильм «Ночной таверны огонек» показали в последний день зимних праздников в 22.00. После показа я позвонил сценаристу Олегу Данилову, чтобы поздравить с премьерой. Через 15 минут он мне перезвонил и сказал, что в интернете появились первые отзывы на фильм, причем восторженные. Один человек написал: «Наконец-то среди всех этих сладких мелодрам РТР показал фильм, где есть мысль, серьезные проблемы, а не только слезливо-драматическое повидло». Замечу, что люди не просто хвалили, они анализировали фильм, а это дорогого стоит. Когда человек анализирует, и делает это интересно, я понимаю, что многое из того, что мы хотели сказать, услышано.

А критику как Вы воспринимаете?

Любой положительный отзыв рождает радость, отрицательный действует на меня тяжело. Я в данном случае примитивно устроен, и хочу, чтобы мое искусство хвалили. Радуюсь, когда на тридцать положительных отзывов приходится два гневных. Но гневных не по поводу того, как снят фильм, а по поводу мировоззрения. Если между зрителем и режиссером начинается идеологический спор, то очевидно, что фильм сделан качественно.

В российской прессе Вас называют одним из народных режиссеров. А близко ли Ваше творчество интеллигенции?

По поводу одного из моих последних фильмов «На свете живут добрые и хорошие люди» с положительным откликом выступили Дмитрий Быков, Владимир Соловьев. Но об одном отзыве мне хочется рассказать подробнее. Меня пригласили на какой-то форум в Пензу. Вечером я приехал в гостиницу, где мне сказали, что со мной хотят встретиться Татьяна Устинова и Екатерина Рождественская. Несмотря на то, что мы не были близко знакомы, беседовали с удовольствием. Татьяна сказала: «Дмитрий, я хочу произнести тост. Заранее извиняюсь, говорить буду долго, может быть, час. Возможно, буду плакать». И рассказывает, как мое творчество повлияло на нее, как она искала видеозаписи моих первых фильмов... Это был гимн моему творчеству. Потом я шутил, что жалею, что не записал эту речь на камеру – дал бы детям своим послушать, что об их отце говорит популярная писательница. (Улыбается.) Как оказалось, Екатерина Рождественская не видела моих работ, но после речи Устиновой сказала, что непременно посмотрит.

 

Марина Шупак



конкурс
СВЕЖИЕ НОВОСТИ
читайте также
SQL exec time = 0.42441511154175