апрель 08, 2014
Андрей Литвинов: Огонь, юмор, мальчишество – да, я такой!
Мужской балет – это грация, сила и нежность, сплетенные воедино.

Pедакция aquarelle

Поделись новостью с друзьями

Мужской балет – это грация, сила и нежность, сплетенные воедино. Не каждому сильному телу дано передать тончайшие эмоции, но это подвластно Андрею Литвинову – самому романтичному и озорному артисту молдавского балета.

 

AQ-досье

Ведущий солист, главный балетмейстер Национального театра оперы и балета.

Родился 4 апреля 1967 года в Перми (Россия).

Образование: Московское балетное училище, Кишиневское балетное училище.

Спектакли: «Жизель», «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Сильфида», «Кармен-сюита», «Кармен», «Дон Кихот», «Аллегория любви» и др.

Заслуженный артист РМ.

Лауреат международных конкурсов.

***

Три из 360

Рос я нормальным пацаном – был шебутной, играл в салки и разбойников, обожал футбол и никогда не думал, что стану заниматься балетом. Идея принадлежит бабушке, она привезла меня в Кишинев на просмотр, после чего из 360 детей, отобранных по республике, меня и еще двух мальчиков отправили в Московское балетное училище. Москва была моей школой жизни: нежный ребенок, вырванный из семьи, в интернате познал и драки, и обиды, и дружбу, и первую любовь.

 

Поначалу особой любви к профессии у меня не было. Тело болело после изнурительных тренировок, хотелось домой, я злился, когда во дворе меня дразнили «балериной» или «танцором», и обижался на бабушку за то, что отдала меня в балет. Проучившись год, я попал на спектакль «Лебединое озеро». Только тогда, увидев, кем я могу стать, я воспылал страстью к балету. Занимался и утром, и вечером. В Москве я получил хорошую подготовку, это трамплин для успешной балетной карьеры. Затем уехал в Кишинев, где проучился еще три года.   

 

Тренировки

Всю жизнь с прихода в балетную школу мы ежедневно тренируемся. Мало быть одаренным, нужно много работать. Хочется – не хочется, болит – не болит, работать надо! 300 раз присесть, 200 раз подтянуться; если один день пропустил, на следующий – наверстать. Скучно и нудно каждый день у станка делать одно и то же. Но, когда выходишь на сцену и видишь результаты своего труда, понимаешь, что трудился не напрасно.  

 

Ведущий солист

После училища я проработал год и ушел в армию. Был танкистом, «танцевал» на танках. Очень переживал, что уже не смогу вернуться в балет. Через два года было очень тяжело снова встать к станку. Ощущал себя полной бездарью – колени и стопы не тянутся. Занимался по 12–13 часов в день, закрывался в зале и заставлял тело вспоминать, входил в форму. В 1991 году (спустя год после армии) к нам в театр из Харькова приехал художественный руководитель Тудор Константинович Попеску. Он зашел в балетный зал и, посмотрев на меня, спросил: «Что за мальчик стоит в кордебалете?» Я представился. Он предложил попробовать работать… И всё получилось. Тудор Попеску дал мне путевку в жизнь, я обрел крылья.

 

Приходя в балет, никто не знает, будет ли он солистом или ведущим солистом, но к этому нужно стремиться. Ведущий солист должен иметь гибкость, шаг, вращение, прыжок, рост, внешние данные, знать стилистику спектакля, уметь создавать образ.

 

Волнение

В 17 лет я был очень робким. Стеснялся своей худобы, не чувствуя, что на сцене это смотрится. Педагог по народному сценическому танцу Михаил Михайлович Нотовилов как-то сказал мне: «Андрей, стеснение – удел бездарей. Если выходишь на сцену, стесняться нельзя». Я смог себя побороть. Мой первый спектакль был «Жизель». Волновался страшно, руки тряслись! Станцевал на одном дыхании, почти в беспамятстве. Эмоции догнали, когда приехал домой. Проснулся в час ночи и не мог уснуть до утра.

 

Плох тот артист, который не волнуется перед выходом на сцену. Я ответственно отношусь к профессии, и всегда волнуюсь, несмотря на то, что с годами это чувство притупляется. А вот вспышки фотоаппаратов мне не мешают. Когда человек лукавит и не полностью входит в роль, он отвлекается на такие мелочи. Если танцуешь с душой, ничто не отвлекает. 

 

Образы

Плохих спектаклей нет. Если умеешь вжиться в роль, каждая партия прекрасна. Нужно знать, о чем танцуешь. Недостаточно прочитать книгу и представить, как бы ты исполнил того или иного персонажа. Для этого есть педагоги, хореографы. Трогательные чувства вызывает герой моего первого спектакля «Жизель» принц Альберт. Сопоставить в одном спектакле легкомыслие и раскаяние – очень интересная задача. Для балерин подобным перевоплощением является партия белого и черного лебедя в «Лебедином озере». В «Кармен» я танцевал и Тореадора, и Хосе. Очень интересные партии, совершенно разные: в одной я страстный соблазнитель, в другой – влюбленный до безумия страдалец. Я танцую нескольких принцев: Зигфрида в «Лебедином озере», Дезире в «Спящей красавице» и принца в «Щелкунчике». Надо сделать их неповторимыми. По энергетике, яркости, задору мне очень импонирует Базиль в «Дон Кихоте». Огонь, юмор, мальчишество – да, я такой! Единственная партия, от которой я отказался, – это партия Спартака, не потому, что не осилил бы хореографию, а потому что был худеньким, а Спартак – это, прежде всего, мускулистый гладиатор. Надо уметь смотреть на себя со стороны. Образ должен быть гармоничным.

 

Балерины

Мне нравилось работать со всеми балеринами – я не лукавлю. Мои партнершами были как начинающие балерины, так и звезды Большого театра Людмила Семеняка, Нина Семизорова, Марианна Рыжкина. Приятно работать, когда человек не сверхамбициозен, легко и виртуозно танцует. Приведу пример. На фестиваль в Чебоксары я прилетел за три дня до спектакля, а моя партнерша китаянка Бэ Джу Юн – за несколько часов до выступления. Обычно состыковка движений делается заблаговременно, но в тот раз так не получилось. «Андрей, вы не ругайтесь, – говорит Бэ Джу Юн, – но я никогда не танцевала Спящую красавицу». У меня шок! Однако за три часа мы каким-то чудом все выучили. И станцевали на ура. Потом в газетах писали о великолепном спектакле. Вот что значит профессионализм!

 

Труппа

В штате 70 человек, а танцующих – 30–35. При Советском Союзе артист балета работал 20 лет и выходил на пенсию в 38 лет. Потом решили сделать, как в Румынии: выход на пенсию в 45 лет, но проект не одобрили. Теперь артисты балета выходят на пенсию, как все остальные, – в 62 года. Получается, что в труппе много людей, которые не могут танцевать (согласитесь, в 40 лет танцевать пятнадцатилетнего Ромео уже некрасиво), но и на пенсию выйти не имеют права. Молодых артистов брать нельзя, потому что нет свободных категорий.

 

Премьеры

При подготовке спектаклей к 50-летию театра работали в тяжелых условиях. Стояла невыносимая жара, шел ремонт здания, и нам приходилось танцевать среди пыли и копоти. Параллельно готовили два сложнейших спектакля, что крайне тяжело физически. Кофтун поставил «Лучафэрул» за две недели и уехал. Нам пришлось дорабатывать спектакль самостоятельно. Было сложно переложить хореографию почти совершенной труппы Эйфмана на нашу труппу. Спасибо артистам, что они, уставшие, а некоторые и больные, вышли на сцену и прекрасно станцевали.

 

Не буду раскрывать всех карт, но скажу: на следующий сезон планируется премьера, которая, думаю, будет интересна всем. Без премьер нельзя – это творческий рост и воодушевление труппы.

 

Гастроли

Очень хорошо принимали нас в Германии, в Америке. Правда, в США складывалось впечатление, что мы не спектакль играем, а футбольный матч: зрители кричали, скандировали. Выступали и в маленьких театрах, и в огромных театрах Ливерпуля, Нью-Йорка, Манчестера. Чем больше театр, тем лучше условия. Там зарплата у артистов балета от 1000 долларов и выше, у нас – в два-три раза меньше. Гастроли оплачиваются в соотношении с заработной платой в Молдове. Другая проблема в том, что мы не летаем на самолетах, как все театры мира, а ездим на автобусах. Через двое-трое суток ноги затекают и превращаются в «слоновьи» ступы. После автобуса нужны минимум сутки для реабилитации. Гастроли в странах с другими часовыми поясами ставят все с ног на голову. В этом году получилось, что я прилетел из Америки и через день улетел в Китай. Представляете, восемь часов вперед, а потом резко восемь часов назад?! Первые дни ходишь как лунатик, но танцевать-то надо, зрителям не объяснишь, что в Молдове сейчас час ночи.

 

Мне предлагали работу в престижных театрах, но я не люблю глобальных перемен. Не могу в одночасье бросить все из-за того, что мне предложили чуть лучше условия. Мне мало лучших условий, у меня здесь обязанности, здесь мои корни – их придется обрубать, а я так не могу. Очень привязан к своему. 

 

Любовь

Любовь… – может быть, это верность, может быть, доверие, а может, все вместе взятое. Моя жена для меня очень много значит. Она очень мудрая женщина, я прислушиваюсь к ее советам, словам. Мне крайне важно ее мнение. Мы были одноклассниками и поженились сразу после училища – 22 года назад. Элла работает в театре, солистка балета. Знакомые поражаются: как вы не устаете – и на работе балет, и дома. А мне кажется, что общий интерес только сближает. И если любишь человека, то хочешь всегда быть рядом. К сожалению, мы никогда не танцевали вместе. Не ревновали друг друга и четко разделяли работу и личные отношения.

 

Как-то раз ко мне подошел грузин и спросил: «Слушай, как ты можешь спокойно держать балерин в руках? Ты что, не возбуждаешься?» Да я не об этом думаю! Думаю, как бы ее не уронить. Нельзя ставить на одну ступень женщину и творчество. Нельзя ради карьеры отодвигать в сторону такие ценности, как семья, любовь. Некоторые жертвуют семьей во имя карьеры: Максимова, Плисецкая – прекрасные балерины, оставшиеся без детей и внуков. Я считаю, это неверно: творчество рано или поздно закончится. Тяжело жить воспоминаниями, не имея будущего, а будущее – это дети. Когда ты уже не сможешь «порхать» по сцене, то сможешь передавать свои знания и опыт новому поколению.

 

Сын

Сыну Саше 15 лет, он пошел по моим стопам, и я возлагаю на него большие надежды. Жена, зная, какой это труд, долго сопротивлялась: «Я сына в балет не отдам». Ну а чему мы сможем лучше научить его, как не этому ремеслу? В истории балета подобные тандемы отец-сын – не редкость. Андрис Лиепа достиг неменьших высот, чем его отец; сыновья Писарева, Симкина – талантливые, состоявшиеся артисты. Потому, что с детства отцы прививали детям любовь к балету и заставляли работать. Сейчас у Саши еще недостаточно энтузиазма, он в сомнениях. Увидит, как танцует тот или иной артист, и две недели, воодушевленный примером, упорно работает. Потом вернется с прогулки с друзьями и скажет: «Папа, у меня все болит, я устал и больше не хочу носить колготки». Объяснил ему, что карьеру надо строить самому. Когда человек тяжело идет по жизни, он больше ее ценит. В конечном итоге сыну выходить на сцену, а не мне, и оценивать его будут по его талантам. Надеюсь, что он меня не подведет и не оставит профессию.

 

Балетмейстер

Я занимаю этот пост всего два года, помимо того, еще танцую. Работа требует много сил и нервов. С артистами нелегко общаться, ведь каждый – это личность, личность творческая, ранимая. Каждый считает, что именно к нему несправедливы, не всегда видит, способен ли танцевать партию. Приходя на такую должность, нужно набирать свою команду, у меня ее еще нет. Одному тяжело справляться со всем, мне порой приходится выполнять функции и завпоста, и помрежа, и сценического осветителя, чуть ли не декоратора. Так быть не должно, нужно заниматься только творчеством.

 

Моменты

Идет спектакль «Ромео и Джульетта». Танцую адажио под балконом, и вдруг закрывается занавес. Оказывается, наверху загорелась кулиса, и ее тушат. Второй акт начали с того же места, где меня прервали.

 

В начале спектакля «Сильфида» я «сплю» в кресле, а вокруг меня «летает бабочка» – Сильфида. В этот раз в зале истерический хохот. Сижу с закрытыми глазами и думаю, что там такое. Потом мне рассказали: открылся занавес, из зрительного зала выбежал мужчина и стал гоняться за Сильфидой. Новоявленного артиста сняли со сцены, отвели за кулисы и спрашивают: «Ты кто?» – «Принц…», – отвечает любитель бабочек.

 

Было и такое, что я «ломался» на сцене. На выступлении в Испании неудачно приземлился и вывихнул ступню. Поднялся, вернул ногу в нормальное положение и допрыгал третий акт. На четвертый уже выйти не смог – нога распухла. Зато на гастролях в Голландии из-за того, что у артиста были проблемы с коленной чашечкой, второй акт станцевал за него. Всякое бывает…

Илона Целихова

AQ-инфо

Любимое время года: весна.

Любимая книга: «Сто лет одиночества» Маркеса.

Любимая музыка: предпочитаю классику.

Любимый фильм: «Любовь и голуби», «Покровские ворота».

Самый значимый поступок: рождение сына.

Мечта: поставить свой балет, «поднять» сына.

Ценю в людях: преданность, честность, верность.

Не терплю: ложь.

Меня всегда удивляло… препротивнейшее свойство людей прогибаться под новую власть.

Если бы я мог повернуть время вспять, я бы… окончил Московское училище, избежал армии. 

Я умею… делать все на свете – от ремонта до шитья.

Когда плохо… гоняю на машине.

Я благодарю судьбу за… интересную жизнь, любимую профессию.

 



конкурс
СВЕЖИЕ НОВОСТИ
читайте также
SQL exec time = 0.61666059494019