Septembrie 02, 2013
Майами-блюз, или Есть ли жизнь после отпуска?
В день выхода из отпуска слова шефа: «Ну что, отдохнули? Теперь с новыми силами за работу!» – кажутся мне издевкой.

Aquarelle editorial

Împărtășește cu prietenii tăi

В день выхода из отпуска слова шефа: «Ну что, отдохнули? Теперь с новыми силами за работу!» – кажутся мне издевкой.

Кое-кто из коллег в самом деле деловито трудится или делает вид, что трудится, а я рассеянно перевожу взгляд с собственного фото в рамочке из приморских ракушек на циферблат часов, не в силах ни на чем сосредоточиться. Рука сама тянется к бумаге: то ли чертиков порисовать, то ли написать заявление об уходе в отпуск за свой счет, то ли и вовсе уволиться с недавно любимой, а сейчас невыносимо нудной работы. Представить не могу, как дотянуть целый год до следующего отпуска. Настроение определяется фразой: «Не работать любой ценой!»  

А вы с послеотпускной хандрой знакомы?

Разбуди меня лет через пять

Разбитость, сопровождающую вчерашних отпускников, испытывают, если верить психологам, не менее 40% человек. Послеотпускная «раскачка» порой приобретает масштабы эпидемии, если сотрудники предприятия уходят в отпуск и возвращаются из него практически одновременно: апатия и раздражительность косят людей по выходу на работу целыми отделами. На прежнюю трудоспособность они выйдут в лучшем случае через несколько дней: простейшие задачи и те требуют непосильной концентрации. Кто-то, не справляясь с еще месяц назад привычной нагрузкой, задумывается о смене работы (по статистике, 80% заявлений об увольнении по собственному желанию пишутся по выходу из отпуска), кто-то умоляет шефа продлить отпуск – пусть неоплачиваемый. Находятся и те, кто берет больничный, не успев распаковать чемоданы.

Американские психологи дали этой напасти романтичное название – holiday blues. По-русски оно звучит менее лирично: постотпускная депрессия. Распространенной причиной ее называют двойную адаптацию: за краткий период отпускной поездки организм тратит силы на привыкание к иному климату, а то и часовому поясу, а по возвращении домой «сбрасывает настройки», вновь подстраиваясь к повседневным условиям. Сбившийся на отдыхе режим сна-бодрствования усугубляет это состояние. «За неделю на море я впала в форменную спячку: жара, влажность, день путается с ночью, – сетует Анна. – Я дремала постоянно: на пляже, за обеденным столом, в автобусе… Едва акклиматизировалась – пора возвращаться домой. На следующее утро после приезда я попросту не слышала звонка будильника. Муж разбудил, спрашивает, когда я пойду на работу, а я в ответ: «Лет через пять, не раньше…»

Поймай момент, если сможешь

Пошатнувшиеся биоритмы – причина для хандры  веская. Но почему она не делает различий между теми, кто прохлаждался на курортах, лазал по горам, осматривал достопримечательности или провел отпуск дома? «Для меня отпуск – единственная возможность успеть всё, – говорит Лилия. – Когда еще будет время сделать ремонт на кухне, прополоть сорняки на даче, съездить к свекрови, закрутить банки с помидорами, запломбировать зуб и отвести Рекса к ветеринару – блох вывести?» Запланировав заведомо не выполнимую за краткий срок уйму дел, отдохнуть не успеваешь: усталость и недовольство так и не состоявшимся отдыхом накапливаются, и к моменту выхода из отпуска вы будете напоминать бомбу замедленного действия, готовую взорваться в любой момент.            

Хандре все офисы покорны

Кого постотпускная депрессия предпочитает в качестве жертв? По мнению психологов, больше всего рискуют с ней столкнуться те, чья деятельность связана с контактами с другими людьми: медперсонал, педагоги, работники социальной сферы. После расслабления и относительного уединения на них сваливается лавина общения – обязательного и не всегда приятного. Те, кто работает посменно, тоже с трудом втягиваются в рабочий график. Хотя, по статистике, мужчины по влиянием постотпускного синдрома более склонны к необдуманным поступкам вроде внезапного увольнения, в затяжную депрессию выход из отпуска загоняет женщин, разрывающихся между домом и работой. Впрочем, сказать, что синдром щадит представителей той или иной профессии – преувеличение: вряд ли кто, положа руку на сердце, скажет, будто с ним незнаком.

Галопом по Европам

Как любой синдром, постотпускную депрессию легче предупредить, чем лечить. Медики утверждают: ее возникновение во многом предопределяется длительностью отпуска, а выбирать ее надо индивидуально. Для тех, кто через 3–4 недели отдыха с трудом втягивается в повседневный ритм, оптимальный вариант – отпуск на 14 дней. Особенно это актуально для людей динамичных профессий: руководящих работников, журналистов, менеджеров. «Ежегодный отпуск я разбиваю на две части, – делится опытом менеджер по рекламе Елена. – Так я успеваю и попутешествовать дважды в год, и оставаться в курсе событий на работе». Тем же, кто сложно акклиматизируется во время путешествий, рациональнее отвести больше времени на отдых: недаром бальнеологи считают, что поездка в горы или на море на месяц укрепляет здоровье, а попытка вырваться на недельку может обострить хронические заболевания, добавив и без того накопившейся за год усталости.     

С другой стороны, сверхкороткий отпуск – «поездка выходного дня» – чреват тем, что, утомившись от чрезмерно плотного графика, сил вообще не остается. «Всю ночь мы тряслись в автобусе из Кишинева до Киева, – вспоминает Наталья. – По приезду отправились на экскурсию. Крещатик, Владимирский спуск, Софийский собор, Киево-Печерская лавра… – всё в голове смешалось от избытка информации, ноги гудели. Ночь провели в гостинице, а вечером нас вновь загрузили в автобус... Весь следующий день я отдыхала от такого «отдыха». Боялась уснуть за рабочим столом».       

Советы  бывалых

1. Чтобы преодолеть «разбитость», лучше вернуться домой минимум за 2–3 дня до выхода на работу и войти в привычный режим, уделяя сну 7–8 часов.

2. Вернет тонус физическая нагрузка: зарядка, пробежка, танцы. Подходят и прогулки, шопинг, не слишком утомительные домашние дела.

3. Витаминные препараты укрепят организм в период адаптации.

4. Не грех побаловать себя шоколадом – приток эндорфинов, иссякший после возвращения к делам, возобновится. Бананы, апельсины, клубника, морская рыба, зеленый лук – природные стимуляторы, они дарят бодрость.

5. Ароматерапия вам в помощь! Запахи розмарина, лаванды, мяты, иланг-иланга выручат тех, кто по приезду мается от бессонницы.

6. Чтобы первый день на работе прошел легко, по возможности не «выполняйте пятилетку за пять часов», а дозируйте нагрузку. По дороге вспомните что-то приятное, связанное с работой. Оставляйте 10 минут в конце каждого часа на отдых. Именно на отдых, а не лихорадочную проверку электронной почты и обмен впечатлениями в соцсетях: от ответов на приветствия и расспросы не отделаешься, не убив на это малопродуктивное занятие пару часов. Лучше прогуляться в обеденный перерыв, не засиживаясь на месте.

7. Придумайте свой способ борьбы с хандрой. Так, моя коллега Света еще до отпуска планирует, что бы интересного затеять по возвращении домой: с парашютом прыгнуть, записаться на курсы японского языка или просто испечь пирог и пригласить гостей. А Таня, неделю назад вернувшись из Петербурга, уже готовится к… новой поездке в Питер – уже в следующий отпуск: штудирует историю города, листает альбомы. Для нее отпуск будто и не заканчивался. «У меня вечное лето и вечные белые ночи», – шутит она. Может, завести такой «отпуск, который всегда с тобой?»

8. И еще один практический совет: отправляясь в отпуск, нелишне вспомнить, что следующая зарплата будет лишь по окончании рабочего месяца. Не мешает заранее оставить заначку, дабы не одалживать деньги у друзей, что само по себе не способствует поднятию настроения.

В моих ботинках до сих пор кубинский песок

Постотпускной синдром подобен простуде, проходящей с лечением за 7 дней, а без него за неделю. Если вы вернулись в строй без долгоиграющих последствий: не заболели и не натворили под влиянием момента глупостей, бросив заявление об увольнении на стол шефу или наговорив такого, после чего лучше и впрямь уволиться, – считайте, синдром преодолен.

***

Бриз в голове

Не паникуйте, если вам кажется, будто за время отпуска вы слегка поглупели. По подсчетам немецких психологов, IQ человека, пару недель проведшего на пляже, падает в среднем на 20 пунктов! Но по возвращении к обычным делам он повышается до прежнего показателя за считанные дни.

***

Отпуск мой karoshi

Самый долгий отпуск – до 11 месяцев – предоставляется педагогам во Франции, Италии и некоторых других странах раз в 7–10 лет: он предотвращает «профессиональное выгорание» у учителей. А вот японцам с отпусками не повезло: от 3 до 10 дней в году. Притом многие фирмы для поддержания командного духа отправляют весь штат в отпуск разом в один и тот же пансионат, на одну и ту же культпрограмму. Попробуй тут расслабься! Не зря за японцами закрепилась слава нации трудоголиков, и на отдыхе не забывающих о любимом предприятии. Впрочем, ни в одной стране мира смерти от переутомления на работе не носят столь массовый характер, как в Японии. Слово, означающее трудоголика, скончавшегося на рабочем месте, – karoshi – существует лишь в японском языке. Случайность? Вряд ли. 



concurs
Știri recente
citeste și
SQL exec time = 0.75169968605042